Уважаемые читатели, руководители ТО!
Мы представляем Вашему вниманию материал, посвященный Обучению персонала торговых объектов (далее – ТО). Основная цель сообщения – ознакомить Вас со спецификой обучения взрослых в Вашем ТО и поделиться имеющимися технологиями обучения персонала в современном мире.
Грамотно организованная система обучения позволит Вам:
- эффективно обучать вновь принятых на работу сотрудников;
- оперативно готовить сотрудников предприятия к выполнению новых задач, связанных с производственной необходимостью;
- систематически обновлять и повышать профессиональные знания и компетенции сотрудников своего ТО.
Обучение само по себе очень важный процесс в любой организации. Ведь только через обучение можно передать накопленные знания, опыт работы, саму специфику отношений как внутри коллектива, так и вне него, корпоративную культуру.
Обучение – это естественный процесс, с которым мы сталкиваемся ежедневно, иногда даже не замечая этого. Поэтому для Вас, как руководителей ТО, очень важно понимать, что именно Вы организуете, обучение своих сотрудников и оттого, как Вы сделаете это, будет зависеть очень многое – и отношение к работе ваших подчиненных, и соблюдение ими стандартов и технологий работы, и уровень товарооборота в ТО.
Особое внимание стоит уделить особенностям обучения взрослых.
Самое главное, о чем нужно помнить, это о том, что в обучении взрослых большое внимание уделяется жизненному и профессиональному опыту «ученика». Не учите жизни, а передавайте свои профессиональные навыки. Для этого сначала выясните, что знает и умеет новичок, а только потом передает свои знания. Потому что велика вероятность того, что если Вы начнете постоянно рассказывать новичку о том, что он и так знает, то получите только недовольство с его стороны и раздражение – ведь Вы обращаетесь с ним в его представлении как с ребенком, который не имеет никакого представления об этой работе. Получается, что Вы будете задевать в нем чувство собственного достоинства.
Не менее важно опираться на практический смысл обучения.Взрослым, в отличие от ребенка, всегда нужно знать, какое практическое применение имеет предложенный новый материал, как новое знание поможет ему в работе. Если для ребенка в обучении главное узнать «новое и интересное», то у взрослого человека акценты смещаются к «важному и полезному».
Для того чтобы эффективно провести обучение, необходимо:
- объяснить цель и смысл обучения (к чему вы должны прийти в итоге и как обучаемый будет использовать это на практике);
- дать «ученику» самому прочитать стандарт/методические материалы/правило и обсудить его вместе с ним; рассказать и показать самому, как нужно выполнять тот или иной вид работы (При этом нужно сопровождать свои действия объяснениями «что делаю», «как делаю» и «зачем делаю»);
- попросить «ученика» рассказать, что и как нужно делать (в это время Вы можете сами выполнять эти действия);
- предложить ученику выполнить задание, при этом сначала лучше сделать это вместе. (В случае даже незначительного успеха обязательно похвалите. Если у него не получилось – необходимо поддержать и предложить повторить ему еще раз).
- попросить «ученика» сделать то же самое, но уже самостоятельно и с комментариями того, что и как он делает.
- для закрепления обучения лучше, чтобы «ученик» еще раз продемонстрировал как минимум 3 раза подряд правильное выполнение и объяснение действия.
При этом очень важным требованием к обучению взрослых является постоянная поддержка. Вспомните маленького ребенка. Когда он учится ходить – он много раз падает. А его родители всегда поддерживают его, подбадривают, радуются даже незначительным успехам.
А что с взрослым человеком? Практически у всех взрослых существует определенный барьер к обучению. Точнее даже не к обучению! Сколько возможности совершить ошибку и предстать не в лучшем свете перед окружающими… Примерные рассуждения таковы: «Как так, я не могу сделать этого? Пусть лучше тогда я совсем не буду этого делать, чем кто-то узнает, что я не умею».
Поэтому взрослые требуют при обучении более чуткого и внимательного отношения. Ведь чувство собственного достоинства очень легко задеть. Выбирайте при обучении сотрудников только такие слова, которые будут восприниматься однозначно, без двойных смыслов.
Старайтесь не использовать слова, в которых очень сильно проявлена негативная оценка: отвратительно, глупо и т.д. Оптимальными словами при характеристике неправильных действий сотрудника будут являться очень точное и четкое описание того, что сделано не верно: «При выкладке данный товар размещаются в единичном экземпляре, если есть два одинаковых товара, как у Вас сейчас, это является ошибкой».
Особое внимание обращайте на то, чтобы критиковать только то, что у сотрудника действительно не получилось. Не нужно говорить: «Вы все сделали плохо». Выделите те моменты, в которых он не справился, и отдельно – те, в которых выполнил работу на все 100%. После обсуждения причин ошибок и путей их устранения обратите внимание на то, что у новичка УЖЕ получается (используйте тот же принцип – хвалите за реальные, уже достигнутые вещи). Поддержите его, подбодрите, вселите в него уверенность в успехе – и он наступит!
Очень важно не навязывать сотруднику Ваше видение решения проблем, а лишь натолкнуть его на самостоятельный поиск ответов такими вопросами:
- Что Вы можете сделать для решения возникшей проблемы/этой ситуации?
- Какие есть для этого возможности?
- Вы подумали о других вариантах решения?
- Почему Вы считаете этот вариант самым эффективным?
- Что Вы будете делать, если это решение окажется неэффективным?
Тем более что работа в ТО регламентирована и от субъективных суждений Вы переходите к фактическим наблюдениям – либо работа выполнена по стандартам, либо нет. Двух мнений быть не может.
Донесите до сотрудников своего ТО цели обучения, мотивируйте их на этот увлекательный процесс и Вы получите отличные результаты, которые помогут эффективнее управлять ТО.